24 - 27 апреля 2018 г.

«Интеллектуальная собственность - XXI век»

XI Международный форум

Если есть вопросы
+7 (495) 620-03-73

Резолюция

Резолюция ХI Международного форума 

«Интеллектуальная собственность – XXI век»

24-27 апреля 2018 года, г. Москва

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и участники Форума полагают, что эффективное управление интеллектуальными правами, их действенное использование, обоснованная и оптимальная коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности требуют комплексного подхода, представляющего собой согласованное участие государства, отечественных предпринимателей, независимых научных учреждений, общественных и образовательных организаций и всех заинтересованных лиц. Особая значимость интеллектуальных прав, новых технологий в модернизации экономики страны подчеркнута в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01 марта 2018 года.

За последнее время в законодательстве в сфере интеллектуальной собственности произошел ряд изменений. Принят Федеральный закон, предоставивший российским заявителям возможность получения охраны промышленных образцов в России и за рубежом путем подачи международной заявки по процедуре, предусмотренной Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов.

Россия присоединилась к Марракешскому договору, что позволило расширить доступ к книгам, журналам, учебным материалам для слепых и для лиц с нарушениями зрения, обеспечить для них равный доступ к культурной и социальной жизни общества, осуществлять международный обмен экземплярами произведений, созданными в доступных форматах.

Внесены изменения в статью 1293 части четвертой ГК РФ, предоставляющие автору возможность получать вознаграждение при перепродаже оригинала произведения.

Участники Форума рекомендуют органам государственной власти реализовать с участием ТПП РФ и бизнеса комплекс мероприятий, обеспечивающих:

•  трансфер технологий и поддержку приоритетных инновационных проектов, коммерциализацию интеллектуальной собственности;

•  учет нематериальных активов и коммерциализацию интеллектуальной собственности отечественных разработчиков, в том числе, при формировании брэндов регионов и страны в целом;

• разработку Государственной стратегии в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в условиях развития цифровой экономики;

•  применение института медиации для разрешения споров в сфере интеллектуальных прав;

•  повышение эффективности правовой охраны интеллектуальных прав в соответствии с требованиями времени и развитием высоких технологий, противодействие их нарушениям;

•  повышение эффективности защиты исключительных прав на изобретения;

• повышение квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности.

Обсудив проблемы, возникающие в процессе создания и использования интеллектуальной собственности, участники Форума приходят к следующим выводам.

1. Необходимо ускорить принятие в Российской Федерации долгосрочной государственной Стратегии в сфере интеллектуальной собственности.

В Стратегии, по мнению участников Форума, должна предусматриваться система мер прямой и косвенной поддержки изобретательской деятельности в России, включая налоговые, таможенные преференции, субсидии на снижение кредитных ставок для тех, кто занимается научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (далее – НИР и ОКР) в конкретных отраслях.

К числу предусмотренных Стратегией мер следовало бы также отнести:

•  создание единого государственного регулятора в сфере интеллектуальной собственности на базе одного федерального органа исполнительной власти (в целях исключения дублирования функций федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности);

•  создание института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав изобретателей.

Принятие государственной Стратегии в сфере интеллектуальной собственности позволит сформировать ту питательную среду, которая в ближайшем будущем обеспечит развитие высокотехнологичных компаний, активное взаимодействие между крупными корпорациями, малым и средним бизнесом, а также создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей вовлечение нематериальных активов в коммерческий оборот, рост высокотехнологичного несырьевого экспорта.

2. С увеличением значения и стоимости объектов интеллектуальной собственности для завоевания современных рынков предприниматели ищут возможности подтверждения возникновения либо принадлежности интеллектуальных прав наименее затратным и максимально быстрым способом.

Методом для решения такой задачи, по мнению участников Форума, могло бы стать применение новой технологии Blockchain (блокчейн).

Востребованными для бизнеса во многих случаях стали сервисы, дающие возможность закрепить авторское право и смежные права, наиболее уязвимые с точки зрения несанкционированного копирования и распространения. Обычно для этого используется модель депонирования, когда правообладатель любым доступным способом фиксирует свои права.

Также во всем мире созданы и ведутся различные реестры объектов авторских и смежных прав. В России такая деятельность осуществляется организациями по коллективному управлению интеллектуальными правами, некоторыми коммерческими организациями.

Участники Форума отмечают, что сейчас реестры ведутся разрозненно, получение доступа к представленной в них информации, скорость ее актуализации не соответствуют требованиям времени. Развитие современных технологий предоставляет возможность использования для целей ведения реестров объектов авторских и смежных прав технологию блокчейн. Это позволит объединить разрозненные реестры, повысить защиту и охрану объектов интеллектуальной собственности.

Участники Форума предлагают профильным органам власти рассмотреть возможность использования технологии блокчейн в качестве основы для ведения единого реестра авторского права и смежных прав; совершенствования отдельных элементов системы государственной регистрации перехода прав на объекты промышленной собственности, что позволит повысить эффективность их использования, вовлечения в коммерческий оборот.

Кроме того, использование технологии блокчейн могло бы способствовать повышению эффективности обмена информацией о правовом статусе заявок на регистрацию объектов промышленной собственности между патентными ведомствами государств-членов Всемирной организации интеллектуальной собственности.

В этой связи предлагается обсудить вопрос о внедрении технологии блокчейн в стандарты ВОИС, используемые для обмена информацией между патентными ведомствами.

Участники Форума высказываются также за скорейшее принятие законопроекта № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы В.В. Володиным и П.В. Крашенинниковым.

Проект вводит понятие «цифровое право», направлен на регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений, обеспечение условий для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе, сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (базы данных).

3. В процессе разрешения споров в сфере интеллектуальных прав первоочередное значение отводится судебным органам, в первую очередь, специализированному Суду по интеллектуальным правам.

В целях повышения уровня защиты интеллектуальных прав предлагается на законодательном уровне регламентировать следующие вопросы:

- внести изменения в законодательство в части определения последствий отсутствия регистрации перехода исключительного права без договора (по наследству и при реорганизации);

- выработать подходы к защите прав третьих лиц, добросовестно полагавшихся в момент использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации на сведения государственных реестров, когда права указанного в реестре правообладателя в последующем оспариваются;

- урегулировать порядок ведения реестров подлежащих регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в частности, сроки внесения изменений, проведение юридической проверки представленных документов, чтобы обеспечить достоверность реестров и защиту третьих лиц, полагающихся на сведения этих реестров;

- определить круг лиц, имеющих право оспаривать решение Роспатента о признании патента недействительным в случае смерти патентообладателя, а также лиц, имеющих право оспаривать регистрацию товарных знаков по отдельным основаниям (подпункту 2 пункту 9 статьи 1483 ГК РФ);

- расширить практику применения судами аналогии закона в делах о защите интеллектуальных прав в случае обнаружения пробелов в четвертой части Гражданского кодекса.

4. Участники Форума полагают, что снижение издержек для бизнеса в сфере управления интеллектуальными активами во многом лежит в плоскости планирования возможных рисков их использования.

В целях повышения результативности инвестиций, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечения дополнительных драйверов экономического роста хозяйствующим субъектам, заинтересованным в выводе своей высокотехнологичной продукции на российский и международный рынок, предлагается предусмотреть:

- заблаговременное проведение патентных исследований для выявления уже созданных разработок, точно выявить потребности крупных участников рынка, разработать инновационный продукт именно под эту потребность;

- изучить вопрос о рынке для будущих продаж будущего продукта, включая построение патентных ландшафтов, что позволит принять грамотные стратегические решения об инвестициях, выживании и развитии компании;

- рассмотреть вопрос о пакете охранных мер и убедиться в скорейшем приобретении всех формальных прав, в т.ч. еще до вывода нового продукта на рынок, использовать международные и региональные системы регистрации объектов интеллектуальной собственности для получения охраны за рубежом, что позволит исключить параллельное легальное производство схожих продуктов.

- активно использовать имеющиеся методы управления интеллектуальными правами для их коммерциализации: заключение лицензионных соглашений; создание совместных предприятий; использование заинтересованными компаниями интеллектуальных прав для обеспечения финансирования бизнеса и т.п.

При этом транзакционные издержки по управлению правами, в том числе для малых и средних предприятий весьма велики. В целях снижения издержек и временных затрат участникам рынка рекомендуется активнее использовать альтернативные способы урегулирования споров, в том числе медиации в сфере интеллектуальной собственности.

Имплементировать европейский опыт по использованию страховых программ, применимых к судебным издержкам в сфере интеллектуальной собственности.

Такие услуги страховых компаний очень популярны, например, в Германии, однако в России на сегодняшний день данный правовой институт не нашел широкого применения и это может стать одним из направлений для дальнейшей законотворческой работы.

Участникам рынка рекомендуется активнее использовать альтернативные способы урегулирования споров, в том числе медиации в сфере интеллектуальной собственности, - процедуры, которая позволяет экономически эффективно и быстро разрешать споры в области интеллектуальной собственности.

Процедура может быть осуществлена заинтересованными сторонами при участии Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при ТПП РФ, использующей опыт Центра по арбитражу и посредничеству Всемирной организации интеллектуальной собственности.

5. Реальный масштаб распространения контрафактной продукции на территории Российской Федерации свидетельствует о необходимости постоянного серьезного мониторинга ситуации не только с точки зрения повышения эффективности деятельности государственных структур, но и действий самих правообладателей.

В этой связи участники Форума рекомендуют:

- Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации разработать поправки в Уголовный кодекс РФ (в части совершенствования механизма и усиления мер ответственности за распространение на территории Российской Федерации контрафактных товаров).

В частности, предлагается переквалифицировать составы статей 146 и 147 УК РФ из категории «Преступления против личности» в категорию «Преступления в сфере экономики», как это уже сделано в отношении «родственной» статьи 180 УК РФ. Это корреспондировалось бы с нормами КоАП РФ, в которых нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, незаконное использование средств индивидуализации товаров помещены в главы 7 и 14, касающиеся правонарушений в области охраны собственности и предпринимательской деятельности.

Предлагается внести в ГК РФ положения, предусматривающие возможность подачи иска о ненарушении прав на патент. Указанная категория исков существует в праве Европейского союза. Иск может быть подан лицом, заинтересованным в производстве либо введении в оборот некого технического решения, которое потенциально может нарушить чей-либо патент. В настоящее время заинтересованное лицо не может обратиться в суд и получить судебное решение, поскольку его действия не являются нарушением патента.

Также распространены случаи, когда правообладатель обращается к дилерам потенциального нарушителя с претензией о продаже товара, произведенного с использованием принадлежащего ему объекта интеллектуальной собственности. Как следствие, дилеры отказываются работать с лицом, которое правообладатель представляет как потенциального нарушителя прав на результаты интеллектуальной деятельности. Ситуация может нанести такому лицу серьезный ущерб.

Использование иска о ненарушении прав предоставит заинтересованному лицу возможность обратиться в суд и получить судебное решение о том, что его действия не являются нарушением патента, исключить правовую неопределенность в ведении бизнеса, а также предотвратить злоупотребление правом со стороны обладателя исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

6. В условиях интеграции науки и бизнеса интеллектуальная собственность становится важнейшим ресурсом в экономическом развитии, неразрывно связанным с новым типом экономики – экономикой знаний.

Основная часть всей инновационной интеллектуальной собственности создается в научно- исследовательских организациях и университетах. Вместе с тем сохраняются пробелы российского законодательства в сфере регулирования отношений в отношении использования в экономическом обороте прав на результаты научно-технической деятельности, созданных в государственных бюджетных учреждениях.

Бюджетные учреждения, владеющие имуществом на праве оперативного управления, не обладают достаточными возможностями для самостоятельно распоряжения исключительными правами на полученные в таком учреждении результаты интеллектуальной деятельности. В этой связи рекомендуется внести соответствующие изменения в действующее законодательство.

Следует также законодательно урегулировать проблему выплаты вознаграждения автору за создание служебного произведения, в отношении которого работодатель принял решение об охране в качестве ноу-хау.

Целесообразно, по мнению участников Форума, предусмотреть включение в законодательство положений, предусматривающих выплату заказчиком НИОКР, которому передано право на получение патента, вознаграждения за использование служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца, работнику - исполнителю работ.

В этом случае автор будет заинтересован в передаче заказчику всего объема информации о техническом решении, способном к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Участники Форума предлагают включить в ГК РФ норму, предусматривающую возможность предоставления автору произведения авторского свидетельства, что позволит усилить мотивацию изобретателей.

7. Участники Форума отмечают целесообразность более активного использования региональными производителями такого объекта интеллектуальной собственности, как наименование места происхождения товара (далее - НМПТ).

Подача заявок на НМПТ может быть осуществлена объединениями лиц, например, региональными гильдиями, управляющими компаниями, которые занимаются менеджментом группы производств. Объединение производителей для целей охраны и защиты НМПТ позволит малым и средним предприятиям, ИП конкурировать на рынке с крупными производителями, а также обеспечить возможный выход на международный рынок после получения правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

Участники Форума полагают целесообразным предусмотреть ряд мер поддержки хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить издержки при выводе на рынок продукции, произведенной с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности.

Региональным торгово-промышленным палатам рекомендуется провести работу по привлечению внимания региональных производителей к возможностям по продвижению региональных брендов с использованием НМПТ.

8. Участниками Форума предлагается федеральным органам власти, ведущим научным, образовательным и общественным организациям, представителям бизнес-сообщества изучить необходимость разработки федерального закона, регулирующего взаимоотношения в печатной индустрии, что позволит обеспечить сохранение книги как источника знаний в информационном пространстве и установление правил, приемлемых для всех участников профессионального книжного сообщества.

9. Особое внимание правовой охране патентных прав должно, по мнению участников Форума, уделяться в фармацевтической индустрии.

В настоящее время защита патентных прав производителей оригинальных (референтных) лекарственных препаратов приобрела особую актуальность в связи с регистрацией воспроизведенных или биоаналоговых лекарственных препаратов задолго до истечения срока действия патента на оригинальный лекарственный препарат и их последующим введением в гражданский оборот. Единственным действенным механизмом противодействия практике регистрации воспроизведенных или биоаналоговых лекарственных препаратов является судебная защита патента.

Последнее становится возможным лишь после того, как нарушение состоялось и воспроизведенный или биоаналоговый лекарственный препарат оказался на рынке.

Длительное время рассмотрения судебного спора позволяет компании-производителю воспроизведенного фармацевтического препарата участвовать в аукционах, получить значительную прибыль в ущерб интересам компании-разработчика. В то же время незначительный уставной капитал таких компаний не позволяет обращать на них с должной степенью гарантии взыскание убытков компанией-патентообладателем.

Для улучшения условий предпринимательской деятельности в фармацевтическом секторе РФ, по мнению участников Форума, необходимы следующие нормативно-правовые механизмы:

•  гармонизация требований национального законодательства по регистрации лекарственных препаратов с требованиями Евразийского экономического союза, включая введение дополнительных административных инструментов, повышающих эффективность и прозрачность процедуры регистрации инновационных лекарственных препаратов;

•  введение (в том числе на уровне развернутого нормативно-правового регулирования) инновационных форм сотрудничества государства и фармацевтических производителей (таких, как соглашения о разделении рисков, соглашения "цена / объем" и др.), а также усовершенствование действующих механизмов государственно-частного партнерства в фармацевтической отрасли (в том числе, совершенствование регулирования специальных инвестиционных контрактов);

•  введение дополнительных методов и критериев клинической и клинико-экономической оценки для совершенствования порядка включения инновационных лекарственных препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и иные перечни; 

• совершенствование механизмов лекарственного обеспечения населения РФ, включая меры по переходу к системе лекарственного возмещения с соответствующим изменением подходов к ценообразованию на лекарственные препараты и системе государственных закупок. 

10. Участники Форума считают необходимым предусмотреть комплекс мер, направленных на развитие механизмов налогового и финансового учета нематериальных активов и сделок с ними, включая унификацию действующих требований налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

Целесообразно разработать поправки в Налоговый кодекс РФ, которые бы предусматривали:

- отнесение расходов по приобретению прав на результаты интеллектуальной деятельности к расходам на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы в целях применения соответствующего коэффициента, используемого для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций;

- право компаний включать в число расходов, учитываемых при определении налоговой базы для налога на прибыль, расходы на профобразование, повышение квалификации (с установлением ограничения в процентном соотношении к прибыли).

Это позволит решить сразу две задачи. Во-первых, насытить рынок   высококвалифицированными кадрами, обладающими умениями и навыками работы на современном оборудовании. Во-вторых, позволит предприятиям, в том числе производителям высокотехнологичного оборудования, готовить персонал для работы с таким оборудованием.

Высокая стоимость патентования и поддержания патентов за рубежом ограничивает возможности авторов по защите своих прав на внешних рынках, снижает экспортный потенциал страны.  Предлагается внести в Налоговый кодекс РФ поправку, предусматривающую возможность уменьшения налога на доходы физических лиц на суммы затрат физических лиц на патентование (пошлина и услуги патентного поверенного) за рубежом.

11. Участники Форума считают необходимым дальнейшее развитие системы подготовки кадров в области интеллектуальной собственности, которая сегодня не удовлетворяет в полной мере потребностям инновационной экономики и требует существенного совершенствования.

Для повышения качества подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности, а также удовлетворения потребностей развивающейся российской экономики крайне важно принятие следующих мер:

- разработка новых федеральных государственных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) в рамках различных направлений подготовки и укрупненных групп направлений подготовки, что позволит значительно увеличить количество профилей подготовки в тех или иных сферах интеллектуальной собственности;

- активизация работы по внедрению компетенций по интеллектуальной собственности в действующие ФГОС ВО на основе привлечения к процессу их обновления признанных специалистов в области интеллектуальной собственности;

- создание системы профессиональных стандартов, связанных с образовательными стандартами и обеспечивающих единство требований к подготовке квалифицированных кадров для инновационной экономики.

Участники ХI Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» решили:

1. Утвердить Резолюцию Х Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век».

2. Направить Резолюцию в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам, федеральные органы исполнительной власти, региональные и муниципальные ТПП, комитеты и советы ТПП РФ, а также членские организации ТПП России.

3. Провести в Торгово-промышленной палате России очередной XII Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век» в апреле 2019 года.